Согласно статистике, около 40% водителей не контролируют давление в шинах. Недостаточно накачанные шины — это не только потери в результате чрезмерного расхода топлива и самих шин, но и неправильное поведение при движении, особенно в экстремальных ситуациях. Именно поэтому автопроизводители всё чаще оснащают свои автомобили датчиками давления.
Как они работают?
Существует 2 основные группы датчиков: для прямого и косвенного измерения.
- Первые устанавливаются непосредственно внутри шины и дают конкретный ответ на вопрос о значении давления.
- Вторые обнаруживают только внезапное падение давления и используют другие датчики и косвенные методы измерения для их работы.
Датчики прямого измерения давления в шинах
Первый тип систем выполняет прямые измерения. Они определяют фактический уровень давления на основе измерения датчика, расположенного внутри колеса. Существуют различные типы крепления датчиков — его можно установить с помощью воздушного клапана или разместить непосредственно на ободе. В обоих случаях связь с остальной системой происходит через радиоволны. Этот метод измерения является гораздо более точным (хотя он также зависит от модели автомобиля) и позволяет регулярно контролировать уровень давления — измерение происходит примерно раз в минуту.
Этот тип решения, однако, имеет ряд существенных недостатков. Датчики легко повреждаются при разборке шин — поэтому вы должны предупредить людей, которые делают это для вас. Конечно, это включается в цену услуги. Если датчик повреждён, вам необходимо купить новый (обычно он стоит около 1500–2500 рублей), также необходимо выполнить повторную калибровку системы, чтобы обеспечить её правильную работу.
Калибровка должна проводиться после любого вмешательства в колёса — это также может стоить дополнительных денег.
Иногда этот тип системы не работает должным образом и постоянно предупреждает пользователя о падении давления. Эта проблема известна даже владельцам Renault Laguna II поколения — неисправности датчиков давления в шинах типичны для данной модели.
Несмотря на множество проблем и затрат, связанных с системами предупреждения о низком давлении, их преимущество неоспоримо. Они заботятся о нашей безопасности, сообщая в случае нарушений. В некоторых решениях они необходимы — например, автомобили с шинами RunFlat. Без наличия датчиков водитель не знает о потере давления, и длительное путешествие с такой шиной может привести к ее быстрому повреждению.
Стоит отметить, что системы контроля давления в шинах TPMS всё ещё находятся в стадии разработки. Одним из новейших решений в этой области является уведомление на мобильный телефон. После диагностики падения давления система отправляет пользователю короткое сообщение, в котором передается самая важная информация. Такое решение работает, среди прочего на устройствах для шин Continental.
Преимущества таких систем уже были признаны властями Европейского Союза, рекомендовавшими с ноября 2012 года устанавливать датчики давления на все новые автомобили, продаваемые в ЕС.
Датчики косвенного измерения давления в шинах
Промежуточные датчики просты и относительно дешевы в разработке и установке, поэтому многие производители выбирают их. Они обычно используются в автомобилях среднего и более низкого класса, в которых необходимость измерения осуществляется с использованием самых дешёвых средств. Измерение выполняется, например, оптическим измерением скорости конкретного колеса. Для этого используются датчики ABS и ESP.
Затем сигналы, собранные со всех колёс транспортного средства, сравниваются друг с другом, и в случае более длительного появления другого значения на одном из колёс водитель получает предупреждение о потере давления.
Так как же получается, что информация о давлении получается из измерения скорости вращения? Ответ прост: чем ниже давление в шине, тем меньше её диаметр. В свою очередь, меньший диаметр всего колеса означает, что для поддержания определённой скорости ему нужно совершать больше оборотов, чем другим.
В настоящее время всё чаще используются измерения вибрации на отдельных колёсах и изменения нагрузки при поворотах, ускорении и торможении. Измерения проводятся аналогично первому способу.
Каковы недостатки такого решения? Конечно, косвенные измерения вызывают значительные неточности. Поэтому эти системы отправляют информацию водителю в виде предупреждения только тогда, когда давление падает примерно на 20%. Кроме того, информация о падении давления даётся со значительным опозданием в несколько минут.
Это связано с длительным периодом измерения, на основании которого принимается решение подать сигнал тревоги на приборную панель. Это необходимо, поскольку колёса из-за различных условий тяги могут на короткое время отличаться по значениям скорости вращения.
Ещё один недостаток, обусловленный сравнительным характером измерений, заключается в том, что в случае потери воздуха во всех колёсах система не будет реагировать — в конце концов, скорость или вибрация будут одинаковыми на всех четырёх колесах. Однако самой большой проблемой в такой системе является установка контрольного уровня.
Её необходимо делать после каждого изменения давления — накачивания или замены шин.
Именно водитель должен убедиться, что достигнут правильный уровень и система переустановлена на новое значение. Если он этого не сделает, всё будет работать неправильно. И как мы можем быть уверены, что текущее давление является оптимальным? Даже когда проверяется значение компрессора, измерение может проводиться с большими погрешностями, особенно если мы используем общедоступные устройства на автозаправочных станциях.
Аналогичная проблема возникает после замены шин на другие. В конце концов, каждая модель шин имеет разную жёсткость и ведет себя по-разному после падения давления. Это также вносит неточность в измерения. Большие различия будут возникать после перехода с шины Run Flat (которая определённо жёстче) на обычные шины и наоборот. Системы измерения вибрации особенно чувствительны к типу шин.
Один комментарий